В разработке советского " Бурана " было много божественного… 15 ноября 1988 года состоялся триумфальный запуск "Бурана". По иронии судьбы оказавшийся первым и последним. О гонке с американцами, эйфории после посадки, фатальной роли Горбачева и боли 35 лет спустя разработчики корабля рассказали Metro
Сергей Павлович Цыбин, помогая себе тростью, подходит к макету "Бурана " в Центральном доме авиации и космонавтики, и его глаза загораются, как у ребенка:
- Похож! И советский флаг на месте...
Из 80 лет жизни 13 он посвятил работе над аппаратом. Был руководителем единой разработки наземных и бортовых средств управления полетом. На груди его пиджака орден Красного Знамени - за "Буран". Сергей Павлович вместе с другими разработчиками пришел на открытие новой экспозиции, посвященной 35-летию полета. Цыбин отдает трость, присаживается и начинает рассказ.
- Я авиатор по крови, мои папа и мама планеристы, - он отклоняется на спинку стула. - Когда крылья появились в космосе, для меня это было как знамение Божье.
15 ноября 1988 года состоялся полет советского космического корабля многоразового использования "Буран". Этот полет стал триумфом отечественной космической программы. И ее лебединой песней - больше "Буран" так и не взлетел, а после того, как прекратил существование Советский Союз, закрыли и эту космическую программу.
Можно долго перечислять, чем уникален «Буран». Его полёт впервые в истории мировой космонавтики проходил в полностью автоматическом режиме, а посадка оказалась точнее, чем мог бы рассчитать опытный летчик-космонавт. Сейчас много говорят про цифровизацию и искусственный интеллект – «Буран» был полностью цифровой машиной. Это была многоразовая система – в отличие от используемых в космонавтике одноразовых систем. Уникальна была и система программного обеспечения, и система теплозащиты, для разработки которой потребовались тонны кварца.
В экспозиции музея ДОСААФ имеются настоящие теплозащитные плитки с «Бурана» – чёрные, защищавшие нижнюю часть планера при спуске от высоких температур, и белые, которые уменьшали нагрев от солнечного излучения во время орбитального полёта. Сотрудники музея продемонстрировали журналистам степень защиты этих плиток от воздействия высоких температур. К теплозащитному элементу подносится плазменная горелка, и плитка на наших глазах краснеет и раскаляется. Однако директор музея Юлия Сигорская спокойно держит её руками с обратной стороны, где она даже не нагревается. В то время как на поверхности температура может достигать 1300 градусов.
15 ноября 1988 года состоялся полет советского космического корабля многоразового использования "Буран". Этот полет стал триумфом отечественной космической программы. И ее лебединой песней - больше "Буран" так и не взлетел, а после того, как прекратил существование Советский Союз, закрыли и эту космическую программу.
А 35 лет назад, когда "Буран" дважды облетел Землю и совершил первую в истории автоматическую посадку крылатого космического аппарата на космодроме Байконур, казалось, все только начинается. Точнее, продолжается, ведь в программе "Энергия" - "Буран", которая стартовала в 1970-х, было задействовано около двух миллионов человек и более тысячи предприятий Советского Союза.
В новой России посчитали, что обслуживание "Буранов" - а всего было создано три корабля - будет слишком затратно. Такой "грузовик" разрабатывался, в первую очередь, для военных, но им в начале 1990-х, как и всей стране, стало не до космоса.
МОСКВА, 15 ноя - РИА Новости. США отказались от многоразовых космических кораблей, потому что большой грузопоток на орбитальные станции и обратно на Землю не сформировался, к тому же их полеты оказались недостаточно выгодными и безопасными, как изначально ожидалось, рассказал РИА Новости заместитель руководителя полета орбитального корабля "Буран" по автоматизированной системе управления полета (АСУ) Сергей Цыбин.
Пятнадцатого ноября исполнилось 35 лет со дня первого и единственного автоматического полета советского многоразового космического корабля "Буран».
"Причина очень простая – и шаттл, и "Буран" создавались не для того, чтобы выводить на орбиту полезные нагрузки, а для того, чтобы с орбиты снимать груз, а для этого должен был образоваться грузопоток на орбитальных станциях. Нам обещали сверхчистые кристаллы, сверхчистые биологические вещества и тому подобное. Где это все? Этого ничего нет", - сказал Цыбин на открытии экспозиции "Люди Бурана" в Центральном доме авиации и космонавтики ДОСААФ России, посвященной 35-летию запуска космического корабля "Буран».
Экспозицию представили в зале космонавтики ЦДАиК, где находится единственная в мире тренажерная кабина космического корабля.
МОСКВА, 14 ноября. /ТАСС/. Выставка, посвященная 35-летию полета космического корабля "Буран", открылась во вторник в Центральном доме авиации и космонавтики ДОСААФ России (ЦДАиК) в Москве. Экспозиция посвящена специалистам, создававшим "Буран", рассказала ТАСС директор ЦДАиК Юлия Сигорская.
"В этом году выставка называется "Люди "Бурана", и она посвящена не просто полету космического корабля, а людям, причастным к этому проекту. "Буран" создавали более 2 млн человек: инженеры, конструкторы, технологи, а также чиновники. Мы говорим не о биографии этих людей, а даем прямую речь специалистов и их роль в проекте", - отметила Сигорская.
Центральный дом авиации и космонавтики ДОСААФ России (ЦДАиК) представляет
экспозицию, посвященную 35-летию запуска космического корабля «Буран» -
«Люди Бурана».
15 ноября 1988 года состоялся запуск уникального космического корабля
многоразового использования «Буран». Это полет стал триумфом советской
космической программы. Корабль дважды облетел Землю и совершил первую в
истории автоматическую посадку крылатого космического аппарата на
космодроме Байконур. Программа «Энергия» - «Буран» относится к наиболее
масштабным за всю историю не только отечественной, но и мировой
космонавтики. В ней были задействованы около 2 миллионов человек, более
тысячи предприятий Советского Союза. Экспериментальная отработка элементов
системы продолжалась в круглосуточном режиме без выходных дней около 1600
суток. В рамках программы «Энергия» - «Буран» были созданы 39
принципиально новых материалов и 230 технологий.
Центральный дом авиации и космонавтики ДОСААФ России посетили участники проекта «Суворовские хроники. Звездный десант». Это специалисты допобразования в довузовских образовательных учреждениях Минобороны РФ. В мероприятии приняли участие педагоги пяти учебных заведений: ФГКОУ «Петрозаводское ПКУ», филиала НВМУ в г. Калининграде, ФГКОУ «Уссурийское СВУ», ФГКОУ «Кемеровское ПКУ», ФГКОУ «Омский КВК».
Знакомство с музеем началось с просмотра фильма о космонавтах-испытателях, чья работа предшествовала первому полету Юрия Гагарина. После фильма педагоги посетили залы авиации и космонавтики, где прослушали лекцию об истории ракетостроения, зарождения космонавтики и развития авиации. Знаковым завершением экскурсии стало посещение учебного кабинета первого космонавта планеты Юрия Гагарина.
7 ноября Центральный дом авиации и космонавтики ДОСААФ России принял участие в открытии выставки «Отвага и стойкость» в Музее Победы. Выставка подготовлена в рамках программы «Школьный музей Победы» музеями школы № 1155 города Москвы и гимназией № 77 города Тольятти Самарской области.
Школьные музеи представили раритеты, кропотливо собранные учениками, педагогами и сотрудниками школ, а также поисковиками. Экспозиция рассказывает посетителям о сложном пути советского народа к Победе в Великой Отечественной войне, а также о последующих научно-технических достижениях страны в области космонавтики.
6 ноября 1924 года на Втором Всесоюзном совещании Общества друзей воздушного флота было принято решение о создании авиационного музея.
Тогда он получил название Центральный аэромузей ОДВФ СССР. В создании и открытии аэромузея активное участие принимали статусные персоны - Председатель Совета Народных Комиссаров А.И. Рыков, начальник Военно-Воздушных сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии П.И. Баранов, многие другие государственные и общественные деятели.
Уже весной 1926 года в музей начали доставлять будущие экспонаты. Значительную помощь музею оказывали Управление Военно-Воздушных Сил, Военно-химическое управление, Московская школа летчиков и Военно-воздушная академия РККА им. профессора Н.Е. Жуковского, ЦАГИ, авиационный завод №1 (Дукс). Еще до открытия, в связи с объединением ОДВФ и Доброхима в Оборонное общество - Авиахим CCCР, - в 1925 году Центральный аэромузей был переименован в Центральный аэрохимический музей. А после смерти М.В. Фрунзе, народного комиссара по военным и морским делам, - музею было присвоено его имя.
«Мы снова в строю» - под таким девизом 28 октября прошла встреча ветеранов «Региональной общественной организации защиты ветеранов Краснознаменной 32 бомбардировочной авиационной дивизии имени И.К. Марьясова» в Центральном доме авиации и космонавтики ДОСААФ России.
Торжественное мероприятие приурочили к 5-летнему юбилею Организации. Прекрасный повод, чтобы подвести итоги проделанной работы и определиться с будущими важными задачами. За плечами у ветеранов не только славное летное прошлое, но и множество конкретных дел в настоящем. Это и помощь семьям ушедших товарищей, и поддержка бойцов СВО – ветераны посещают раненых в госпиталях и отправляют необходимое на линию боевого соприкосновения. Практически все они продолжают работать, занимая руководящие посты в научно-исследовательских институтах, на военных производствах, в учебных центрах.