АНТ-3 - первый советский серийный цельнометаллический самолёт-разведчик молодого авиаконструктора А.Н. Туполева. Его разработка была начата в 1924 году.
20 августа 1925 года состоялся первый полёт АНТ-3 под управлением
В.Н.Филиппова, считавшегося в то время лучшим лётчиком-испытателем ВВС
РККА.
20 августа 1927 года, ровно через два года после первого полёта, лётчик
С.Шестаков и бортмеханик Д.Фуфаев совершили на АНТ-3 большой восточный
перелёт по маршруту Москва-Токио-Москва. За 153 лётных часа экипаж
преодолел более 20 000 километров. Поскольку незадолго до перелёта министр
иностранных дел Великобритании Остин Чемберлен заявил о разрыве
дипломатических отношений с Советским Союзом, то на борту АНТ-3 (с
отечественным двигателем М-5), появилась надпись «Наш ответ». Фраза "наш
ответ Чемберлену" впоследствии стала крылатой.
Годом ранее на АНТ-3, экипаж в составе М.М. Громова и Е.В. Радзевича
выполнил круговой перелёт по маршруту Москва - Берлин - Париж - Вена -Прага
- Варшава - Москва протяженностью 7150 км за 34 ч 15 мин лётного времени.
Авиаперелёты в то время были совсем не дешёвым делом. Для сбора средств
была организована «Авиалотерея». На средства, вырученные от продажи, и был
устроен рекордный авиаперелёт из Москвы в Токио и обратно.
Эти перелёты продемонстрировали всему миру успехи советского
самолетостроения и высокое мастерство наших лётчиков.
Пока мир удивлялся полётам советских пилотов, специалисты искали пути
расширения функциональных возможностей АНТ-3. Он вошёл в историю советской
авиации не только как серийный разведчик, но и как самолёт, на котором
впервые прошли испытания применения авиационной пушки.