2 августа день Илии Пророка - законный день воздушно-десантных войск. И мало кто знает, что в этот день свой профессиональный праздник отмечали лётчики Эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец».
"Илюши" - родоначальники дальней и бомбардировочной авиации России.
Эскадра воздушных кораблей (ЭВК) - первое в мире боевое подразделение
тяжелых многомоторных самолётов. По штату в Эскадру входило 12 "Муромцев":
10 боевых и 2 учебных.
12 мая 1914 г. был заключен контракт на поставку 10 самолетов типа "Илья
Муромец" для нужд военной авиации.
Во время первого полета "Ильи Муромца" за штурвалом сидел сам конструктор и
создатель самолёта Игорь Сикорский.
Как позднее говорил сын конструктора Сергей Сикорский о времени когда
зарождалась российская авиация и творил его отец: «Тогда создатели
самолетов сами поднимали свои машины в воздух. Поэтому плохие конструкторы
очень быстро отсеивались».
Летный состав ЭВК "Илья Муромец" формировался только офицерами, и даже
бортмеханик был обязан иметь офицерское звание.
Первоначально Эскадра базировалась под Варшавой. Позднее со всеми
службами перебралась в Белосток. А в Июле 1915 г. ЭВК "Илья Муромец" в
составе 8 кораблей была переброшена в город Лиду.
За 1914 – 1918 гг. самолеты серии "Илья Муромец" выполнили около 400
боевых вылетов на разведку и бомбардировку объектов противника.
Для сброса бомб был разработан электросбрасыватель.
ЭВК "Илья Муромец" уничтожила 12 вражеских истребителей. Россия потеряла
лишь один "Муромец", который был атакован сразу 20-ю самолётами
противника.
К сожалению ни один самолёт из Эскадры не сохранился до наших дней. Однако,
в Центральном доме авиации представлена уникальная модель "Ильи Муромца",
выполненная в единичном экземпляре в технике прошлого века. Таких моделей
осталось немного и большая часть из них представлена в ЦДАиК.