22 июля Москва отмечает день защитников неба! В этот день в 1941 году
советская авиация и силы противовоздушной обороны сорвали одну из основных
операций гитлеровской Германии в ходе наступления на Москву. Это стало
серьезным поражением и первым деморализующим ударом для «элиты люфтваффе»,
асов легиона «Кондор», успевших к тому моменту покорить пол-Европы и
считавших себя непобедимыми.
В атаке на Москву участвовало порядка 200 самолетов 2-го воздушного флота
люфтваффе, заходивших с трех направлений. Противостояли им главным образом
силы 1-го и 6-го корпусов ПВО, а также истребители.
«Королём истребителей» в то время по праву называли авиаконструктора
Николая Поликарпова.
Экспозиция зала Великой Отечественной войны в ЦДАиК дополнилась новыми
экспонатами, посвященными работе КБ Поликарпова по созданию воздушного щита
страны.
Боевые «Ишачки» и «Чайки» Поликарпова 22 июля 1941 г. приняли на себя
основной удар вражеской армады, прорывавшейся к Москве. Вот как вспоминают
этот день участники событий:
«В десятом часу утра 22 июля четыре истребителя "Чайка" вступили в бой с
восемью Bf-109E. Два "мессера" были сбиты, а третьего протаранил лейтенант
Петр Рябцев, когда у него кончились патроны. Он покинул горящий И-153 над
самой землей и все-таки успел раскрыть парашют».
Под Москвой на "Чайках" отличились и лётчики старшего лейтенанта Федора
Калугина.
Николай Поликарпов известен прежде всего, как создатель легендарного По-2,
наводившего страх на немецкие войска. В условиях крайнего дефицита
авиастроительных материалов эти машины были одними из лучших по дешевизне,
простоте исполнения и диапазону применения.
За неуязвимость немцы прозвали биплан «Железным Густавом». Уже в те годы
скорость сваливания в штопор таких истребителей, как Me-109 или Fw-190,
была равна максимальной скорости По-2. Это сильно затрудняло атаки.
Возможно, американскому пилоту F-94 «Starfire» стоило изучить опыт немецких
коллег, прежде чем сломя голову бросаться на «кукурузник». Однако случай
победы По-2 над американским реактивным истребителем вошел в историю
авиационного юмора. Увлекшись погоней за По-2, предельная скорость которого
была не более 120 км/ч, F-94 «Starfire» при попытке зайти в хвост свалился
в штопор и разбился.
«Небесный тихоход» По-2 сыграл большую роль в подготовке лётчиков в лётных
школах и аэроклубах Осоавиахима, он выпускался до 1954 года в различных
модификациях для гражданского и военного применения став одним из самых
массовых самолётов мира.
Кроме того, Поликарповым были созданы такие самолеты, как разведчик Р-1,
участвовавший в спасении челюскинцев, истребитель И-3, разведчик Р-5, на
котором лётчик Александр Мамкин совершил более 70 ночных вылетов в тыл
противника, вывозя детей и раненых. В свой последний рейс лётчик на
двухместном Р-5 вез тринадцать человек: десять детей, воспитательницу и двух
тяжелораненых партизан. Самолет был атакован, лётчик погиб, ценой своей
жизни спасая пассажиров.
Самолеты КБ Н.Н. Поликарпова И-153, И-16 уступая немецким самолетам по
скорости и вооружению, тем не менее одерживали победы над «мессерами»
благодаря исключительной маневренности. Высокие пилотажные качества также
позволяли эффективно применять И-153 в качестве ночного истребителя для
обеспечения ПВО промышленных объектов.
Приглашаем вас посетить новую экспозицию и услышать
увлекательный рассказ о конструкторе Николае Поликарпове.