ГлавнаяНовостиСтатьи В предверии 175-летия со дня рождения Николая Егоровича Жуковского - «отца русской авиации», профессора, ученого-механика, основоположника аэродинамики и теории авиации
В предверии 175-летия со дня рождения Николая Егоровича Жуковского - «отца русской авиации», профессора, ученого-механика, основоположника аэродинамики и теории авиации. Сотрудники нашего Дома побывали в обновленном Научно-мемориальном музее “отца русской авиации” Николая Егоровича Жуковского.
Музей был открыт в 1956 году и являлся структурным подразделением Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). В его создании активно участвовали ученики Жуковского, генеральный конструктор, академик А.Н. Туполев, академики С.А. Христианович, М.В. Келдыш и заслуженный работник культуры Н.М. Семенова.
С 2020 года музей входит в состав Государственного музея истории космонавтики имени К. Э. Циолковского.
Музей посвящен жизни и деятельности профессора Н.Е. Жуковского, деятельности его учеников и соратников, созданию и развитию ЦАГИ и истории отечественной авиации. В фондах музея хранится более 50 тысяч экспонатов: документов, фотонегативов, модели практических всех отечественных летательных аппаратов, первых ракет, спутников и ракетных двигателей. Экспозиция расположена в шести залах музея.
Николай Егорович Жуковский родился 17 января 1847 года в сельце Орехово Владимирской губернии в семье местного помещика штабс-капитана Егора Ивановича Жуковского, инженера путей сообщения. Мать Николая Жуковского звали Анной Николаевной Стечкиной.
Семья считала важным дать детям хорошее образование. Мама учила Колю Жуковского грамоте, музыке и рисованию, другие науки преподавали приглашенные учителя. В 11 лет Николай поступил в московскую гимназию. В 17 лет окончил ее с серебряной медалью и был принят на физико-математический факультет Московского Императорского университета. Николай учился, но не имея стипендии, вынужден был еще давать уроки для оплаты за учебу, жилье и питание. Денег, присылаемых из дома, не хватало. В 1868 году Николай Егорович окончил университет и попытался поступить на второй курс Института путей сообщения в Санкт-Петербурге, но не смог сдать все экзамены. Эта неудача в итоге подарила мировой авиации одного из великих учёных.
В 23 года Николай преподавал во Второй московской женской гимназии, а через год - в Императорском Техническом училище (сейчас МГТУ им Н.Э. Баумана), где поработал ровно полвека.
Николай Егорович Жуковский был инициатором создания Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) и Военно-воздушной инженерной академии. Сегодня институт и академия носят его имя.
Николай Егорович Жуковский был невероятно популярным ученым-инженером. Среди его учеников - известные архитекторы, строители, авиаторы и авиаконструкторы.
Наследие ученого - более двух сотен научных трудов, которые до сих пор являются базой современной авиационной науки. Наиболее выдающиеся пять из них. Классический труд 1899 года о гидравлическом ударе, работа «О парении птиц» - в ней содержались основы динамики полета самолета и впервые разработан принцип расчета траектории полета, труды по аэродинамическим трубам - впервые в 1902 году ученый открыл одну из первых в мире аэродинамических труб закрытого типа, работа «О присоединенных вихрях» - в ней ученый выяснил откуда берется подъемная сила крыла и как она зависит от ряда факторов, работа над вихревой теорией гребного винта - где были выведены формулы для определения мощности и тяги пропеллера и геликоптерного винта.
В публикации использовались материалы нашего музея Центральный дом авиации и космонавтики ДОСААФ России и Научно-мемориального музея Н.Е. Жуковского