29 сентября 2021 года группа сотрудников нашего музея посетила прославленное ОКБ Сухого, которое является одним из лучших разработчиков авиационной техники в нашей стране.
На территории закрытого предприятия есть великолепный музей, в котором мы и побывали. Экспозиция музея отражает этапы формирования, становления и развития конструкторского бюро и развернута в двух больших залах, общей площадью 217 квадратных метров. С 1939 года и по наше время в ОКБ Сухого было разработано более 400 проектов и лучшие представлены в музее в виде масштабных моделей.
Такими моделями может гордиться любой музей, они крупные, хорошо и детально исполнены, дают наглядное представление о настоящем самолете. Большинство моделей выполнены в масштабе 1:32, а в музейном деле хороший масштаб имеет большое значение. Внутренняя экспозиция музея насчитывает более полутора тысяч фотографий, схем, чертежей и различных документов; более 70 моделей самолетов (масштабы: 1:32, 1:20, 1:10); около 20 узлов, агрегатов и изделий.
Все модели созданы в макетном цехе ОКБ Сухого. Благодаря директору музея Владимиру Семеновичу Проклову были заказаны и изготовлены модели самолетов 30-х годов, о которых мало кто помнит. Например, самолеты И-4 (АНТ-5), И-14 (АНТ-31), ДИП (АНТ-29), РД (АНТ-25) и ДБ-2 «Родина» в создании которых принимал участие П.О. Сухой.
Музей ОКБ Сухого был открыт 21 июля 1995 года, к 100-летию Павла Осиповича Сухого. Один из наших сотрудников вспоминает, что первый раз посетил этот музей летом 1999 года, когда ОКБ отмечало свое 60-летие. Тогда впервые закрытое режимное предприятие провело День открытых дверей для своих сотрудников, членов их семей и знакомых. С тех пор экспозиция музея гораздо улучшилась и расширилась, музей теперь украшают новые стенды и наглядные пособия, постоянно пополняется его коллекция, демонстрируя современное развитие авиатехники наших дней.
Главная заслуга в создании музея принадлежит его бессменному директору Владимиру Семеновичу Проклову, который стоял у истоков его создания и руководит им уже 26 лет. Благодаря Владимиру Семеновичу наша экскурсия прошла в прекрасной профессиональной и дружеской атмосфере, мы погрузились в захватывающую, а порой драматичную историю предприятия, узнали много нового, что сможем использовать и в нашей работе.
Сначала нам показали документальный фильм о 80-летней истории конструкторского бюро. Потом Владимир Семенович остановился на биографии генерального конструктора и о его работах в авиации. Павел Осипович Сухой с 1925 г. работал в ЦАГИ у Андрея Николаевича Туполева, и только в 1939 г. началась его самостоятельная деятельность. Проект бригады Сухого, победил в конкурсе многоцелевого фронтового самолета, получившего обозначение ББ-1«Иванов». В 1940 г. самолет Сухого пошел в серийное производство и под названием Су-2 стал поступать в войска. Всего было выпущено 893 самолета, которые принимали активное участие в боях как ближний бомбардировщик, разведчик и штурмовик в первые годы войны.
Владимир Семенович подробно рассказал о многих малоизвестных исторических событиях, например о работе ОКБ во время войны. Мы узнали, что штурмовик Су-6 по скорости и вооружению был лучше штурмовика Ил-2, но в годы войны поставить на конвейер новый самолет очень сложно и в серию он не пошел, хотя и был отмечен Сталинской премией. Не был запущен в серию и двухмоторный штурмовик Су-8 – самый мощный по вооружению и не имеющий себе равных.
Мало кто знает, что еще в 1942 году Сухой предложил проект реактивного истребителя, но отсутствие двигателя не позволило создать самолет, и он остался на бумаге. После войны было создано несколько типов реактивных истребителей и бомбардировщиков, готовился к взлету первый сверхзвуковой истребитель, были проекты реактивного штурмовика и реактивного пассажирского самолета, но осенью 1949 года КБ было закрыто на четыре года.
В мае 1953 года ОКБ Сухого было воссоздано и обосновалось на территории бывшего ОКБ Поликарпова, на углу Ходынского поля. Конструкторское бюро Сухого со своими новыми самолетами Су-7, Су-9, Су-11 и Су-15 сразу вырвалось вперед, затмив КБ Лавочкина, Яковлева и Микояна и прочно заняло первое место, которое удерживает и сейчас. В настоящее время на вооружении ВКС России находится 8 типов самолетов Сухого: Су-24М, Су-25, Су-27, Су-30СМ, Су-33, Су-34, Су-35С и Су-57. Всего самолетов с маркой «Су» выпущено более 12 тысяч и многие страны имеют их на вооружении.
После знакомства с экспонатами музея, нам любезно была предоставлена возможность осмотреть десять настоящих самолетов, которые установлены на территории предприятия. О каждом из них Владимир Семенович нам также рассказал. Внешняя экспозиция музея включает в себя: памятники П.О. Сухому и Н.Н. Поликарпову, реплики самолетов Су-2 и И-153 «Чайка» в масштабе 1:1 и настоящие самолеты: Су-7Б, Су-15, Су-17М2Д, Су-24М, Су-25, Су-27, Су-31, Су-33.
Выражаем искреннюю благодарность Первому заместителю генерального директора АО «Компания «Сухой» - директору ОКБ Сухого Стрельцу Михаилу Юрьевичу, директору музея Проклову Владимиру Семеновичу и сотрудникам ОКБ Сухого за возможность посетить музей на территории закрытого предприятия.