Полёт в бессмертие |
14.03.2023 00:49 |
Подвиг мастера пилотажа служит путеводной звездой для подрастающего поколения В Центральном Доме авиации и космонавтики ДОСААФ России состоялся вечер памяти, посвящённый 80-летию первого Героя России генерал-майора авиации Суламбека Осканова. В мероприятии приняли участие родственники, товарищи, сослуживцы Суламбека Сусаркуловича, прибывшие, чтобы в очередной раз вспомнить яркие эпизоды его жизни. Всем им, а также землякам, юнармейцам и кадетам морского класса школы № 1619 имени М.И. Цветаевой была продемонстрирована посвящённая памяти Героя литературно-музыкальная творческая программа с показом видеохроники, предоставленной Липецким авиацентром Минобороны. Встречу организовало руководство ЦДАиК ДОСААФ. Большую помощь ему оказал Молодёжный совет при Постоянном представительстве Республики Ингушетия при Президенте России. В своё время Осканов рассказал своему другу, что его завораживает ночное безоблачное небо, наполненное звёздами. Оно словно манит в вечность и божественный мир. Стремление быть ближе к этой красоте и привело Суламбека в авиацентр ДОСААФ – на грозненский аэродром Ханкала. Первый прыжок с парашютом. Первый полёт. И окончательный выбор жизненного пути – лётная работа. Выпускник Качинского высшего военного авиационного училища лётчиков начал свою офицерскую карьеру с должности лётчика-инструктора. Через три года старшего лейтенанта назначили заместителем командира эскадрильи по воспитательной работе. Казалось бы, дальнейшие перспективы службы предопределены. Но вчерашний ингушский паренёк из многодетной семьи, стремительно набиравший служебный и личностный авторитет, имел другие планы. После окончания военно-воздушного факультета Военно-политической академии имени В.И. Ленина Осканова назначили заместителем командира истребительного авиационного полка в Группе советских войск в Германии. Затем следует перевод в Москву – старшим лётчиком-инспектором Службы безопасности полётов ВВС СССР. В тот период он осваивает МиГ-29, стремится полностью познать истребитель в техническом плане, до совершенства отточить мастерство в его пилотировании и боевом применении. Машина ему очень понравилась. Отзываясь о ней, он использовал яркие положительные эпитеты. С 1984 по 1986 год служба в качестве заместителя командира истребительно-авиационного соединения Южной группы войск в Венгрии. Следующее место службы полковника – заместитель командира Липецкого центра боевой подготовки и переучивания лётного состава ВВС. Вскоре ему присваивают звание генерал-майора и назначают командиром. Такая казалось бы кардинальная смена служебного «курса» не случайна. В активе Осканова звание мастера спорта СССР по высшему пилотажу на реактивных самолётах. На следующий год генерал защищает диссертацию на соискание учёной степени кандидата военных наук и получает звание заслуженного специалиста Вооружённых Сил СССР. В 1991 году Осканов заочно окончил Военную академию Генерального штаба. 7 февраля 1992 года, в Липецком ЦБП и ПЛС проводились плановые полёты. Осканов, под позывным 201, выполнял учебно-тренировочный полёт на перехват воздушной цели ночью в сложных метеоусловиях на высоте 900 метров. Руководителю полётов от 201-го поступил доклад о выполненном задании. После этого лётчик получил разрешение возвращаться на аэродром вылета по установленной схеме с набором высоты до 3400 метров. Шла тридцатая минута полёта. Неожиданно МиГ-29 «взбунтовался». Самолёт начал самопроизвольное вращение и скольжение со снижением. Создалась значительная боковая перегрузка. Суламбек Осканов анализировал ситуацию нестандартного отказа авиатехники. Он пытался сбалансировать и «обуздать» машину. Предпринятые им меры не дали должного результата. На запросы руководителя полётов 201-й не отвечал. В авиации приняты краткие и чёткие доклады. В данном случае, не разобравшись в ситуации, лётчик не мог доложить, что происходит с самолётом, что за технический отказ произошёл и какой из параметров полёта или режима работы техники главенствует в данном случае. На высоте 400 метров истребитель «вывалился» из облаков над пристанционном посёлком Хворостянка. Генерал-майор в такой ситуации обязан доложить руководителю полётов о происходящем и катапультироваться. Жизнь высококвалифицированного лётчика будет спасена. Машина рухнет на железнодорожную станцию и посёлок. При определённом благоприятном стечении обстоятельств никто на земле не пострадает, инфраструктура не будет сильно разрушена. Такая возможность не исключалась. Но более реалистичным представлялся вариант с гибелью людей, который для Суламбека был неприемлем. Он продолжил борьбу с машиной, находившейся почти в неуправляемом полёте на скорости 900 км/ч. Теперь траектория снижения МиГ-29 приобрела направленность на деревню, расположенную в трёх километрах от станции. Там тоже люди, и уже им грозит опасность. Авиационный опыт и лётное мастерство, измеряемые общим налётом более трёх тысяч часов, лучшие человеческие качества подсказали лётчику нестандартное решение в сложившихся условиях. Крен 90 градусов, ручку управления на себя и в разворот. Во что бы то ни стало отвести самолёт от населённого пункта. Но машина не желала выполнять, казалось бы, такой простой манёвр. Как потом установили специалисты, лётчик сумел превозмочь технику и в последние секунды всё-таки выполнил спасительный манёвр с двенадцатикратной перегрузкой. Он лишил себя возможности катапультирования. К тому же такую перегрузку выдерживает не каждый хорошо натренированный в физическом плане лётчик. Осканов это смог. В 18 часов 21 минуту на окраине деревни Казельки Добринского района прогремел взрыв. Со времени начала отказа авиатехники прошло две с половиной минуты. Начальник Липецкого центра боевой подготовки ВВС Минобороны России Суламбек Сусаркулович Осканов погиб. Ценой своей жизни он спас людей. Сто пятьдесят секунд мужества и профессионализма по небесной дороге в Вечность. По законам авиационного расследования авиакатастроф в числе первоначальных версий рассматривалось и предположение о потере лётчиком пространственной ориентировки при полёте в облаках, и отказ пилотажно-навигационных приборов. Однако в ходе разбирательства установлено, что произошло разрушение одного из узлов в системе управления. Впоследствии этот конструктивно-технологический недостаток устранили. Подобных отказов авиатехники больше никогда не было. Указом Президента России № 384 от 11 апреля 1992 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, генерал-майору авиации С.С. Осканову присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). На прошедшем мероприятии в адрес мужественного военного лётчика было сказано немало добрых слов. «Мы всегда будем помнить Суламбека Осканова как первого Героя России, как достойного сына ингушского народа. Отрадно, что Центральный Дом авиации и космонавтики выступил с инициативой проведения памятного вечера. Такие мероприятия необходимо проводить, чтобы не угасала память в сердцах поколений о наших соотечественниках-героях», – отметил сотрудник Постоянного представительства Республики Ингушетия при Президенте РФ Шамиль Дзейтов. Немаловажным стало и то, что молодое поколение гостей очень внимательно воспринимало информацию о жизненном пути первого среди ингушей авиационного генерала, освоившего за свою лётную карьеру десять типов самолётов и ставшего участником многих практических авиационных исследований. «Счастлив и горд, когда вижу неподдельный интерес в глазах детей, посещающих подобные мероприятия, знакомящихся с биографией моего отца через экспонаты, рассказы наставников. В глазах детей – уважение. При выборе будущей профессии молодёжь руководствуется принципами, которые использовал в жизни и службе Родине мой отец» – это слова Руслана Осканова, сына Героя. Юрий Авдеев «Красная Звезда» redstar.ru/polyot-v-bessmertie/ |