Газета «Метро». За "Буран" космонавт проспорил ящик коньяка |
16.11.2023 23:31 |
![]() В разработке советского " Бурана " было много божественного… 15 ноября 1988 года состоялся триумфальный запуск "Бурана". По иронии судьбы оказавшийся первым и последним. О гонке с американцами, эйфории после посадки, фатальной роли Горбачева и боли 35 лет спустя разработчики корабля рассказали Metro Сергей Павлович Цыбин, помогая себе тростью, подходит к макету "Бурана " в Центральном доме авиации и космонавтики, и его глаза загораются, как у ребенка: - Похож! И советский флаг на месте... Из 80 лет жизни 13 он посвятил работе над аппаратом. Был руководителем единой разработки наземных и бортовых средств управления полетом. На груди его пиджака орден Красного Знамени - за "Буран". Сергей Павлович вместе с другими разработчиками пришел на открытие новой экспозиции, посвященной 35-летию полета. Цыбин отдает трость, присаживается и начинает рассказ. - Я авиатор по крови, мои папа и мама планеристы, - он отклоняется на спинку стула. - Когда крылья появились в космосе, для меня это было как знамение Божье. В разработке "Бурана" тоже было много божественного или, по крайней мере, сверхчеловеческого. Проект изначально задумывался как самый грандиозный в истории. Вывести на орбиту стотонную махину было решено в пику США. В 1972-м президент Никсон объявил о разработке программы Space Shuttle. Над Советами нависла угроза ядерного удара из космоса, и они начали готовить "наш ответ Никсону" с невиданным доселе размахом. Было задействовано 2 млн человек и больше тысячи предприятий. Но опередить США, как в 1961-м, не удалось. - Я ужасно завидовал американцам, которые 12 апреля 1981 года запустили первый шаттл, - Цыбин скрещивает ладони. - Мне было ужасно обидно, что это не мы... Полет "Бурана" состоялся только через 7,5 года, но создателям удался корабль, превосходящий шаттлы. - "Буран" был полностью цифровым кораблем. Даже лампочку на пульте нельзя было включить не через бортовую вычислительную машину, - объясняет Цыбин. - И второе, что удалось в отличие от них, - сделать беспилотный аппарат. При работе над "Бураном" было использовано 39 новых материалов и 230 технологий. Программист Андрей Афанасьев участвовал в создании уникального теплозащитного покрытия. - Мы создали плитки, способные выдержать температуру плазмы, - рассказывает он Metro. - У них такая низкая теплопроводность, что, нагреваясь снаружи, они остаются холодными в месте соприкосновения с поверхностью корабля... Чем ближе была дата запуска, тем больше волновались разработчики: - Первый полет был назначен на 29 октября, - вспоминает Цыбин. - Но, к сожалению, из-за того, что на ракете носителе не отстрелилось устройство прицеливания, пришлось пуск отменить и перенести на 15 ноября. В этот день все прошло без сучка и задоринки. Да, были какие-то мелкие вещи, но полет, который полностью проводился в автоматическом режиме, прошел выше всяких ожиданий. Чувство от успешного запуска было похоже на эйфорию, вспоминает полковник Владимир Акимов - с 1979 года ведущий специалист по системе управления ракеты носителя "Энергия": - Валентин Петрович Глушко ( генеральный конструктор НПО " Энергия ". - Прим. ред.), гений, основоположник мирового ракетно-двигательного строения, со слезами на глазах вышел перед строем и поздравил нас. Прозвучало троекратное " ура ". А потом мы разошлись по машинам. В отделе все поздравляли друг друга, обнимались и, извините, выпивали. Радость была такой большой, потому что успех аппарата не был предсказуем. - На следующий день после посадки мы вместе с космонавтом Олегом Макаровым поехали к его дому, - говорит Сергей Павлович. - Открываются ворота гаража, и Макаров выносит какую-то коробку. Высовываюсь из машины и говорю: "Это чего? " Отвечает: "Как же, мы же с тобой спорили на ящик коньяку..." Тогда Цыбин вспомнил, что еще в 82-м они с Макаровым, который был уверен, что никакого полета не будет, заключили пари. В момент празднования никто не предполагал, что полет "Бурана " будет первым и единственным. - Проект выбросили в корзину благодаря Горбачеву, - считает Сергей Павлович. - Перед полетом он приехал на полигон, все посмотрел и говорит: "Ну, денег то у нас на это все равно нет ". Все все сразу поняли. Кто-то ему нашептал, что нужно остановиться... Уже в 90-х американцы приехали на завод "Энергомаш" в Химках и попросили наших сделать двухкамерный двигатель. В 1995-м в Штатах я встречался с одним американцем, который сказал, что мы им сэкономили ten plus ten (10+10) - 10 лет разработки и 10 миллиардов долларов... С развалом СССР были утрачены хозяйственные связи между предприятиями из бывших советских республик. За годы независимости в России не удалось сделать ничего сопоставимого с "Бураном" по техническому уровню. - Для меня это огромная боль на несколько десятилетий, - сожалеет Акимов. - Многие после приостановки работ были вынуждены уйти из сферы. Кто ушел на пенсию, кто-то пошел красить заборы. Но все-таки спустя три с половиной десятка лет разочарование создателей "Бурана " смешано с гордостью из-за причастности к чему-то великому. - Разочарование есть, - признается Сергей Цыбин. Но при этих словах его глаза не потухают. - Все-таки это был наш звездный час. "Буран " - мое лучшее произведение. ЦИФРА: 4 млрд долларов стоила разработка "Бурана" на 1988 год.
Автор: Васев Артем
Источник: |